Голосования

Какой теорией происхождения жизни вы придержавайтесь?
 

Узнал новое?

Поделись с друзьями:

Наша кнопка

88x31 Код




Философское осмысление эволюции
(1 голос, среднее 1.00 из 5)
Важнейшие проблемы эволюционной теории

 

Эволюция жизни на Земле потому и привлекает умы, что затрагивает основы мировоззрения. Когда Ч.Дарвин, путешествуя на корабле "Бигль", встретился со множеством фактов, свидетельствующих о постепенных изменениях животного и растительного мира, он счел необходимым отказаться от веры в Бога, хотя до этого был человеком набожным. Сейчас Церковь перестала считать идею эволюции противоречащей Священному Писанию, однако поступок Дарвина по-прежнему кажется естественным.

 

Палеонтологическая летопись раскрывает перед исследователем эволюцию как сложный, противоречивый процесс. С одной стороны, наблюдается очевидная направленность "от простого к сложному"; очень трудно поверить, что такие высокоорганизованные организмы, как птицы, млекопитающие и человек, могли развиться из бактерий в результате случайных мутаций и отбора. Это наводит на мысль о присутствии некого Божественного плана – программы развития, если и не постоянного "руководства" со стороны Высшего Разума. С другой стороны, эволюция, как кажется, идет методом "проб и ошибок": в ней было множество "тупиковых ветвей", групп, бесследно вымерших и не оставивших потомства. Зачем они были нужны, какова их роль в плане, если план существует? Подобных вопросов и противоречий множество.

 

Время великих философов миновало. В современном море научной информации "плавают" в основном узкие специалисты. Слово "теоретик" вышло из моды и стало в научных кругах почти ругательством. Из-за этого разрыв между разными отраслями знания растет, и в результате происходит дезинтеграция, распад не только научной картины мира, но и мировоззрения отдельных людей – вплоть до полной потери ориентиров. Особенно печальным является расширение пропасти между изучением биологической эволюции и развития человеческого духа, культуры, этики. Мало кто сейчас реально осознает, что второе, вне всякого сомнения, является естественным продолжением первой, хотя об этом написаны замечательные труды.

 

Неклассическое осмысление эволюции, отрицание редукционизма, сводимости всех закономерностей прогрессивного развития жизни к случайным мутациям и отбору, поиск особых системных механизмов эволюции, вплоть до  представлений о внутренне присущему всему живому стремлению к совершенствованию (номогенез), характеризуют труды многих российских эволюционистов-теоретиков.

 

Вообще есть два разных подхода к изучению эволюции: "элементаристский" и "холистский". Первый состоит в разложении целого на элементы (СТЭ, борьба за существование, случайные мутации, отбор отдельных генов); второй - в том, что в качестве эволюционирующих объектов рассматриваются целостные системы (организм, онтогенез, экосистемы, биосфера). И философские выводы из этих двух подходов получаются совершенно разные. В первом случае получается, что человек с его разумом,  гуманизмом, нравственностью противостоит всем законам природы - безжалостным, слепым, эгоистичным. Во втором - наоборот, лучшее в человеке оказывается продолжением и развитием генеральной линии эволюции, которая проявляется в неуклонном ослаблении отбора и борьбы, повышении ценности и защищенности индивидуума, снижению роли случайностей и росту предопределенности и осмысленности изменений.

 

Очевидно, к "философскому осмыслению" можно отнести и материалы по теме "Эволюция и религия", непрекращающийся вот уже второе столетие спор эволюционистов с креационистами.

 

Соотношение детерминизма и случайности в эволюции - тоже вопрос в известной мере философский.